Коммунальное
государственное
учреждение
«Моховская основная школа»
Доклад
на тему:
«Модель
духовно-нравственного восптиания у учащихся»
подготовила
учитель математики
Мусурова Р.В.
с.Моховое
2016 – 2017 учебный год
Воспитать человека
интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит вырастить угрозу
для общества.
(Л.С. Выготский)
Введение.
Нравственное воспитание является процессом,
направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает
становление его отношений: к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим
обязанностям, к самому себе
Духовность – это сущность самого понятия «человек». «Чело» - это лик, личность, «век»
– это вечность, то есть личность, отраженная в вечности.
духовно-нравственное развитие личности –
осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цели
:выстраивание перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций,
целей жизни, представляющих собой мировоззренческие, политические и
нравственные убеждения, определенные устойчивые привязанности и принципы
поведения.
Задачи:
1)
органичное соединение нравственного и духовного, тем более, что они
связаны между собой – духовное воспитание определяет нравственное;
2)
рассмотрение идеи интеграции духовно-нравственного воспитания в школьные
предметы. Общеобразовательные учреждения должны
воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты
молодых казахстанцев, готовить их к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;
3)
непрерывно взаимодействовать и
сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации,
опираясь на национальные традиции.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что стремительный вихрь научно-технического
прогресса и достигнутые в результате этого успехи в строительстве
индустриального и постиндустриального общества способствовали, с одной стороны,
закреплению материалистических воззрений в науке, но вместе с тем, привели к
нежелательным переменам внутри общества, к созданию так называемого «общества
потребления». Нравственность без духовности лишена своей основы и становится
неустойчивой и становится похожей на строительство дома на песке, при небольшом
ветерке домик просто сломается. Духовно-нравственные и другие ценности
проявляют себя, обнаруживают только в процессе человеческой деятельности по
освоению мира, через оценку. В этом смысле духовно-нравственные, как и другие
социальные ценности, неразрывны с деятельностью, с оценкой, либо актуальной,
либо потенциально присутствующей в возможности деятельности. Идея интеграции
духовно-нравственного воспитания в школьные предметы, в частности в математику,
и исследовать - это возможность помочь учащимся увидеть в окружающем мире
и в математике отражение вечных ценностей и составить целостную картину мира. Цели, ценности, подходы и содержание к духовно-нравственному
воспитанию молодежи нашли прямое отражение в выдвинутом Лидером Нации в Послании «Путь
Казахстана — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» национальная
идея «Мәңгілік Ел», которая направлена
на воспитание у детей и молодежи высокой духовности, гражданской позиции,
социальной ответственности, развитие национального самосознания и
толерантности, готовности к труду на благо казахстанского общества,
формирование нового казахстанского патриотизма и чувства единения. Фундамент
воплощения в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел» должен быть заложен в
школе, в образовательный процесс в контексте Плана Нации «100 шагов».
Модель
организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Представлена как рациональная
организация образовательного процесса в единстве учебной, творческой, трудовой,
общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной и иной
деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, система
просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.
Реализуется через систему воспитательных мероприятий начального (1-4 кл.) и
среднего и старшего звена (5-11 кл.).
Критерии,
показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся
Оценка и коррекция развития
личностных результатов образовательной деятельности обучающихся и воспитанников
осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагогов, медицинского персонала,
психолога и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Цели проведения такого мониторинга таковы:
1.
Определить эффективность деятельности педагогов по конкретным результатам
развития личности и индивидуальности учащихся
2.
На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному
обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных
качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей
к самоопределению и самореализации.
Для
достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-
проследить динамику развития личности, начиная с младшего школьного возраста в
соответствии с диагностируемыми параметрами;
-
оценить «траекторию» развития личности и индивидуальности каждого ученика;
-
сформировать информационную базу индивидуально-личностного роста учащихся;
- выявить возможные отрицательные
тенденции в развитии личности и индивидуальности воспитанников, наметить пути
их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные
психолого-педагогические условия для развития личности и индивидуальности
учащихся, их самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их
реализации.
Уровень
воспитанности учащихся состоит из следующих ключевых компетенций:
1. Учебно-познавательная
– умение
определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную
деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами,
применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль:
- навыки учебного труда;
- учебные достижения;
- проявления самостоятельности и творческой
активности.
2. Коммуникативная – умение сотрудничать,
взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе
команды, обмениваться информацией:
- исполнительская дисциплина;
- этическая культура;
- общественная активность.
3. Общекультурная – уровень воспитанности, культура
поведения, уровень эмоционального развития, творческие способности, культура
речи, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения:
- интересы, увлечения, участие в кружках;
- соблюдение правил личной гигиены и
самообслуживания;
- внешний вид и аккуратность.
4..Личностное совершенствование – физический
компонент: наличие соответствующего уровня физического здоровья, потребности в
ведении здорового образа жизни; нравственный компонент: восприятие и понимание
нравственных ценностей, знание и выполнение нравственных норм поведения:
- потребность в здоровом образе жизни;
- понимание нравственных ценностей и норм
поведения;
- дисциплина и организованность.
5. Социально-бытовая компетенция –
навыки обустройства быта, навыки самообслуживания, осознание собственной
индивидуальности, подготовка к семейной жизни.
При анализе результатов исследования особое
внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров в течение
года или нескольких лет. Это позволит более точно определить в какой ситуации
(становления, стабильного функционирования, регресса) находится развитие
воспитанника для того, чтобы помочь ребенку выйти на более высокую ступень
своего развития.
Методика и инструментарий мониторинга
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Результаты освоения таких программ диагностируются
в ходе мониторинговых исследований и в таком качестве являются
основанием для принятия управленческих решений. Такие исследования позволяют
получать информацию об уровне освоения самих программ и обобщенные
данные о моральной атмосфере в школьных коллективах. Основные
результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в
рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются:
экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты,
позволяющие анализировать (не оценивать)
ценностную сферу личности; различные
тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка личностных достижений школьников
в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять
с помощью портфолио.
Портфолио — это
способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями
и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио
составляется по каждой воспитательной программе и разделяется
по ступеням образования: начальная, средняя и старшая школа.
В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов
выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей
воспитательной программы. Портфолио представляет собой педагогически
спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку
материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику
и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей
в рамках воспитательной программы.
Модель оценки
образовательной среды нравственно-духовного развития школьников
СУБЪЕКТЫ | ||||||||
Обучающийся (воспитанник) |
Члены семьи обучающегося |
Педагоги |
Привлеченные специалисты и организации | |||||
ЦЕННОСТИ | ||||||||
Осознание причин своих личностных, профессиональных и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений |
Осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка |
Открытие системы ценностей подростка внутреннего происхождения |
Достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями | |||||
ЦЕЛЬ | ||||||||
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся | ||||||||
ЗАДАЧИ | ||||||||
Осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни |
Удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания |
Сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий |
Межведомственная, межсекторная и межорганизационная координация, формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний непедагогизированной среды | |||||
ФУНКЦИИ | ||||||||
Самореализации
|
Психофизиологическая
|
Эстетически-познавательная |
Психотерапевтическая | |||||
АСПЕКТЫ | ||||||||
Личностный
|
Командный
|
Образовательный
|
Деятельностный | |||||
ФОРМЫ | ||||||||
Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции | ||||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ (с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью) | ||||||||
Когнитивный |
Эмоциональный
|
Поведенческий
| ||||||
Позитивное отношение обучающегося к себе, самоуважение |
Формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими |
Включенность в культурно-оздоровительную деятельность | ||||||
Ожидаемые
результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Направления |
1 ступень (начальное общее образование) |
2 ступень (основное общее образование) |
3 ступень (среднее общее образование) |
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
|
- ценностное отношение к Казахстану, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Казахстана, казахскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - элементарные представления оКазахстана как государстве и социальной структуре казахстанского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; - опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища |
- принятие казахстанской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Казахстана; - осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; - усвоение традиционных ценностей многонационального казахстанского общества; - чувство долга перед Родиной
|
- активная и ответственная гражданская позиция; - готовность к духовно-нравственному развитию; - способность действовать на благо Отечества; - осознанное усвоение культурных ценностей и духовных традиций своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей в контексте формирования у них казахстанской гражданской идентичности
|
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания
|
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - уважительное отношение к традиционным религиям; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним |
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; - толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; - формирование основ социально-критического мышления; - способность к решению моральных проблем на основе личностного выбора; - осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам; - осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
|
- зрелые социальные компетенции и гражданские ценностные установки, соответствующих и действительным и проектируемым социальным ролям подростков; - способность адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их; - использование при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества; - готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений; - осознанное принятие ценностей и национальных традиций семейной жизни; - осознание значения семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду, забота о его продолжении
|
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
|
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Казахстана и человечества, трудолюбие; - ценностное и творческое отношение к учебному труду; - элементарные представления о различных профессиях; - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности |
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; - целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
- готовность к образовательной и социально-профессиональной самоидентификации, конструированию планов продолжения образования и профессионального самопродвижения и определению соответствующих данным версиям ближних и дальних целей в условиях модернизации общества и динамичного рынка труда; - приобретение опыта создания личностно значимых образовательных продуктов (итоги практической работы обучающегося с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды); - добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; - самостоятельное использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;
|
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
|
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека |
- принятие ценности здорового и безопасного образа жизни; - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
|
- осознанное отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности; - устойчивая потребность в занятиях физическим трудом, физической культурой и спортом на протяжении всей жизни;
|
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
|
- ценностное отношение к природе; - первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; - элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов Казахстана, нормах экологической этики; - первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах |
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - активное участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - участие в экологических инициативах, проектах.
|
- понимание своей причастности к глобальным проблемам современности, в том числе экологического характера, осознание необходимости и возможности личного вклада в их решение; - готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам поддержания и улучшения экологического качества окружающей среды в интересах защиты здоровья и устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения; - активное участие в благоустройстве окружающей среды (учебной, ландшафтной, жилищной), класса, школы, сельского поселения, города |
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
|
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов Казахстана;
|
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Казахстана и мира, творческой деятельности эстетического характера
|
- способность к самореализации в различных видах творческой деятельности; - устойчивая потребность в самовыражении в доступных видах творчества; - самостоятельная реализация эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи |
Критерии сформированности ключевых компетенций учащихся как показатели
уровня духовно-нравственного развития и воспитания
Компетенции |
Показатели сформированности ключевых компетенций | ||
В начальной школе (1-4 кл.) |
В среднем звене (5-9кл.) |
В старшем звене (10-11кл.) | |
Учебно-познавательная |
Отвечает на вопросы по теме, самостоятельно формулирует вопросы по тексту. |
Владеет техникой постановки вопросов и развёрнутых ответов на них |
Самостоятельно изучает тему |
Составляет простой план, схему, таблицу, опорный сигнал |
Систематизирует знания в виде опорных сигналов, логических таблиц, схем, плана |
Передача содержания материала в графических и других формах свёртывания информации | |
Умеет действовать по заданному алгоритму |
Владеет индивидуальным планированием конкретных учебных заданий |
Самостоятельно планирует свою деятельность | |
Умеет работать со справочной литературой |
Умеет разбираться в содержании и структуре понятий, анализирует различные источники |
Систематизирует понятия, поясняет своими словами, использует в речи и при ответах | |
Умеет оценить прослушанное, прочитанное по плану |
Анализирует прочитанное, прослушанное по плану |
Воспроизводит основную мысль прослушанного, прочитанного, использует его содержание в речи | |
Выполняет пооперационный контроль учебной работы |
Выполняет контроль по образцу |
Владеет самоконтролем, взаимоконтролем | |
Умеет оценить учебные действия |
Умеет оценить качество работы в соответствии с требованиями |
Имеет навыки самооценки и взаимооценки | |
Имеет навыки самостоятельной работы |
Выполняет функции ассистента и консультанта |
Умеет использовать знания в нестандартной ситуации, осуществлять творческий подход | |
Имеет скорость чтения, списывания, вычисления согласно программе |
Имеет скорость чтения, списывания, вычисления согласно программе |
Имеет скорость чтения, списывания, вычисления согласно программе | |
Списывает, пишет под диктовку, умеет писать письма |
Умеет писать изложение, сочинение, отзыв, заметку, объявление |
Умеет дать рецензию на ответ, интервью по теме, составить план, тезисы, конспект, протокол, заявление, автобиографию, характеристику | |
Имеет навыки сплошного, выборочного, комментированного, по ролям, выразительного чтения |
Имеет навыки логического, пунктуального, аналитического чтения |
Применяет различные виды чтения в зависимости от поставленной цели | |
Умеет выделить главное |
Умеет зафиксировать основные мысли в виде плана |
Устанавливает межпредметные связи | |
Умеет анализировать |
Умеет сравнивать, обобщать, классифицировать |
Делает выводы, умозаключения, проводит аналогии | |
Умеет пересказывать |
Имеет навыки логического, выборочного, сжатого пересказа |
Умеет связно излагать материал из разных источников | |
Коммуникативная |
Умеет вести диалог |
Ведёт диалог с использованием различных средств (вербальных и невербальных) |
Ведёт диалог с целью получения, уточнения, систематизации информации |
Умеет работать в паре, в группе |
Участвует в коллективных творческих делах |
Имеет коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, навыки объединения для выполнения задания | |
Общекультурная |
Знает и выполняет правила поведения в различных общественных местах |
Выполняет правила поведения в соответствии с требованиями |
Осознанно соблюдает правила поведения |
Соблюдает правила этикета |
Соблюдает правила этикета |
Соблюдает правила мужского и женского этикета | |
Имеет аккуратный внешний вид. причёску |
Имеет понятие о моде, стиле одежды |
Умеет эстетично. Со вкусом одеться | |
Умеет регулировать отношения в общении с младшими, сверстниками, взрослыми |
Владеет культурой общения |
Умеет строить бесконфликтные отношения | |
Имеет представления о произведениях искусства |
Имеет определённую информацию о произведениях искусства |
Имеет информацию о классических произведениях искусства, знает художественные и музыкальные произведения | |
Развивает свои творческие способности (занятия в кружках) |
Имеет интерес к определённому виду дополнительного образования. Участвует в выступлениях |
Участвует в различных конкурсах, творческих проектах | |
Проявляет интерес к чтению, расширению кругозора |
Имеет достаточный объём знаний и представлений |
Имеет достаточный уровень начитанности, эрудиции | |
Личностного самосовершенствования
|
Выполняет возрастные нормы по физической подготовке |
Выполняет возрастные нормы по физической подготовке |
Выполняет возрастные нормы по физической подготовке |
Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом |
Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом |
Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом | |
Имеет понятия о здоровом образе жизни |
Знает о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на организм. Соблюдает правила техники безопасности в трудовой деятельности |
Имеет потребность в здоровом образе жизни | |
Соблюдает индивидуальный и общий режим дня |
Умеет составить режим дня, корректировать его |
Умеет составить режим дня, корректировать его | |
Умеет считаться с мнением окружающих, их мнением |
Умеет подчинить свои интересы общему делу, искать компромисс |
Умеет отстаивать свои интересы | |
Имеет понятия о материальных ценностях |
Имеет понятия о способах создания материальных ценностей |
Умеет ценить чужой труд, принимает посильное участие в создании материальных ценностей | |
Имеет понятие о нравственном и безнравственном поведении |
Даёт нравственную оценку чужим поступкам |
Осознаёт ценность нравственных человеческих качеств и положительных сторон характера | |
Имеет понятие об общественной морали |
Имеет нравственную самооценку |
Имеет навыки саморегулирования, самовоспитания | |
Социально-бытовая |
Знает о жизненных потребностях, средствах существования, источниках и способах получения средств |
Ориентируется в мире профессий |
Имеет понятие о рынке труда |
Имеет понятия «пол», «половое различие» |
Имеет представление о семье, планировании семьи |
Имеет представление о семейном бюджете, обязанностях детей и родителей | |
Владеет простейшими навыками самообслуживания |
Совершенствует навыки самообслуживания |
Умеет применять навыки самообслуживания и обеспечения безопасности | |
Имеет представления об обустройстве быта, обеспечении себя всем необходимым |
Имеет навыки бытовых операций |
Владеет навыками обустройства быта, обеспечения себя всем необходимым |
Требования, предъявляемые к воспитанию поколения,
отражены в Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 2016 года, в Законе
Республики Казахстан «О правах ребенка», в Законе Республики Казахстан «О
государственной молодежной политике», в «Концепции воспитания в системе
непрерывного образования в Республике Казахстан», в Законе Республики Казахстан
«О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении
детской безнадзорности и беспризорности», в Указе Президента РК «Об утверждении Стратегии гендерного равенства
в Республике Казахстан на 2006-2016 годы» и т.д.
Анкета- опросник «Настоящий
друг» (Прутченков
А.С.)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае
нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было
приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего
друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным
людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в
своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по
своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные
мысли.
18. Понимает состояние и настроение
друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям
друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет
рядом.
25. Может сказать другу то, что
думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2
балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет»
– 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили
до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете
людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт
дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы
дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг,
верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя
спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Диагностика осознанности гражданской
позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова
Л.Н.)
1. Какие цвета присутствуют на Государственном флаге Казахстана?
а) голубой, желтый;
б) желтый, синий;
в) бирюзовый, желтый.
2. Гимн – это…
а) торжественная
мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная
песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная
песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая
любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Казахстана изображен …
а) золотой двуглавый
орел и солнце;
б) парящий беркут и
солнце;
в) Святой Георгий
Победоносец.
4. Родина – это…
а) место, где человек
живет сейчас;
б) место, где человек
родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная
сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и
государственное устройство;
б) основные права и
обязанности граждан;
в) права граждан.
ДЕРЖИТЕ СЕБЯ ЗА
ПАЛЕЦ 20 СЕКУНД. РЕЗУЛЬТАТ ПРОСТО ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ! Японские целители считают, что
руки являются проводниками энергии, которая протекает по энергетическим
каналам, проходящим через тело человека. Прикладывая ладони к отдельным местам
на теле и складыванием пальцев в различные мудры, можно направлять
энергетические потоки к определенному органу. Кроме того, согласно древнему
китайскому искусству рефлексотерапии (метод лечения иглоукалыванием
(акупунктура), основанный на раздражении нервных окончаний и узелков), каждый
палец на руке связан с определённой эмоцией и органом тела. Джин шин джитсу —
это практика, тесно связанная с медитацией. Массируя пальцы на руках или
болевые точки на теле и при этом дыша правильно, вы входите в особое состояние
сознания, и именно в таком состоянии вам легче всего воздействовать на свои
эмоции и ощущения. Оказывается, пальцы рук — это главные «генераторы» страхов,
тревоги, раздражительности и неуверенности в себе.