Коммунальное
государственное
учреждение
«Моховская основная школа»
Доклад
на тему:
«Модель
духовно-нравственного восптиания у учащихся»
подготовила
учитель математики
Мусурова Р.В.
с.Моховое
2016 – 2017 учебный год
Воспитать человека
интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит вырастить угрозу
для общества. 
(Л.С. Выготский)
Введение.
Нравственное воспитание является процессом,
направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает
становление его отношений: к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим
обязанностям, к самому себе
Духовность – это сущность самого понятия «человек». «Чело» - это лик, личность, «век»
– это вечность, то есть личность, отраженная в вечности.
духовно-нравственное развитие личности –
осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цели
:выстраивание перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций,
целей жизни, представляющих собой мировоззренческие, политические и
нравственные убеждения, определенные устойчивые привязанности и принципы
поведения.
Задачи:
1)
органичное соединение нравственного и духовного, тем более, что они
связаны между собой – духовное воспитание определяет нравственное;
2)
рассмотрение идеи интеграции духовно-нравственного воспитания в школьные
предметы. Общеобразовательные учреждения должны
воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты
молодых казахстанцев, готовить их к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;
3)
непрерывно взаимодействовать и
сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации,
опираясь на национальные традиции.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что стремительный вихрь научно-технического
прогресса и достигнутые в результате этого успехи в строительстве
индустриального и постиндустриального общества способствовали, с одной стороны,
закреплению материалистических воззрений в науке, но вместе с тем, привели к
нежелательным переменам внутри общества, к созданию так называемого «общества
потребления». Нравственность без духовности лишена своей основы и становится
неустойчивой и становится похожей на строительство дома на песке, при небольшом
ветерке домик просто сломается. Духовно-нравственные и другие ценности
проявляют себя, обнаруживают только в процессе человеческой деятельности по
освоению мира, через оценку. В этом смысле духовно-нравственные, как и другие
социальные ценности, неразрывны с деятельностью, с оценкой, либо актуальной,
либо потенциально присутствующей в возможности деятельности. Идея интеграции
духовно-нравственного воспитания в школьные предметы, в частности в математику,
и исследовать - это возможность помочь учащимся увидеть в окружающем мире
и в математике отражение вечных ценностей и составить целостную картину мира. Цели, ценности, подходы и содержание к духовно-нравственному
воспитанию молодежи нашли прямое отражение в выдвинутом Лидером Нации в Послании «Путь
Казахстана — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» национальная
идея «Мәңгілік Ел», которая направлена
на воспитание у детей и молодежи высокой духовности, гражданской позиции,
социальной ответственности, развитие национального самосознания и
толерантности, готовности к труду на благо казахстанского общества,
формирование нового казахстанского патриотизма и чувства единения. Фундамент
воплощения в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел» должен быть заложен в
школе, в образовательный процесс в контексте Плана Нации «100 шагов».
Модель
организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Представлена как рациональная
организация образовательного процесса в единстве учебной, творческой, трудовой,
общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной и иной
деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, система
просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.
Реализуется через систему воспитательных мероприятий начального (1-4 кл.) и
среднего и старшего звена (5-11 кл.).
Критерии,
показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся
Оценка и коррекция развития
личностных результатов образовательной деятельности обучающихся и воспитанников
осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагогов, медицинского персонала,
психолога и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Цели проведения такого мониторинга таковы:
1.
Определить эффективность деятельности педагогов по конкретным результатам
развития личности и индивидуальности учащихся
2.
На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному
обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных
качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей
к самоопределению и самореализации.
Для
достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-
проследить динамику развития личности, начиная с младшего школьного возраста в
соответствии с диагностируемыми параметрами;
-
оценить «траекторию» развития личности и индивидуальности каждого ученика;
-
сформировать информационную базу индивидуально-личностного роста учащихся;
- выявить возможные отрицательные
тенденции в развитии личности и индивидуальности воспитанников, наметить пути
их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные
психолого-педагогические условия для развития личности и индивидуальности
учащихся, их самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их
реализации.
Уровень
воспитанности учащихся состоит из следующих ключевых компетенций:
1. Учебно-познавательная
– умение
определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную
деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами,
применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль:
- навыки учебного труда;
- учебные достижения;
- проявления самостоятельности и творческой
активности.
2. Коммуникативная – умение сотрудничать,
взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе
команды, обмениваться информацией:
- исполнительская дисциплина;
- этическая культура;
- общественная активность.
3. Общекультурная – уровень воспитанности, культура
поведения, уровень эмоционального развития, творческие способности, культура
речи, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения:
- интересы, увлечения, участие в кружках;
- соблюдение правил личной гигиены и
самообслуживания;
- внешний вид и аккуратность.
4..Личностное совершенствование – физический
компонент: наличие соответствующего уровня физического здоровья, потребности в
ведении здорового образа жизни; нравственный компонент: восприятие и понимание
нравственных ценностей, знание и выполнение нравственных норм поведения:
- потребность в здоровом образе жизни;
- понимание нравственных ценностей и норм
поведения;
- дисциплина и организованность.
5. Социально-бытовая компетенция –
навыки обустройства быта, навыки самообслуживания, осознание собственной
индивидуальности, подготовка к семейной жизни.
При анализе результатов исследования особое
внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров в течение
года или нескольких лет. Это позволит более точно определить в какой ситуации
(становления, стабильного функционирования, регресса) находится развитие
воспитанника для того, чтобы помочь ребенку выйти на более высокую ступень
своего развития.
Методика и инструментарий мониторинга
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Результаты освоения таких программ диагностируются
в ходе мониторинговых исследований и в таком качестве являются
основанием для принятия управленческих решений. Такие исследования позволяют
получать информацию об уровне освоения самих программ и обобщенные
данные о моральной атмосфере в школьных коллективах. Основные
результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в
рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются:
экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты,
позволяющие анализировать (не оценивать)
ценностную сферу личности; различные
тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка личностных достижений школьников
в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять
с помощью портфолио.
Портфолио — это
способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями
и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио
составляется по каждой воспитательной программе и разделяется
по ступеням образования: начальная, средняя и старшая школа.
В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов
выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей
воспитательной программы. Портфолио представляет собой педагогически
спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку
материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику
и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей
в рамках воспитательной программы.
Модель оценки
образовательной среды нравственно-духовного развития школьников
| 
 СУБЪЕКТЫ  | ||||||||
| 
 Обучающийся (воспитанник)  | 
 Члены семьи обучающегося  | 
 Педагоги  | 
 Привлеченные специалисты и организации  | |||||
| 
 ЦЕННОСТИ  | ||||||||
| 
 Осознание причин своих личностных, профессиональных и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений  | 
 Осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка  | 
 Открытие системы ценностей подростка внутреннего происхождения  | 
 Достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями  | |||||
| 
 ЦЕЛЬ  | ||||||||
| 
 Сохранение и укрепление здоровья обучающихся  | ||||||||
| 
 ЗАДАЧИ  | ||||||||
| 
 Осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни  | 
 Удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания  | 
 Сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий  | 
 Межведомственная, межсекторная и межорганизационная координация, формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний непедагогизированной среды  | |||||
| 
 ФУНКЦИИ  | ||||||||
| 
 Самореализации 
  | 
 Психофизиологическая 
  | 
 Эстетически-познавательная  | 
 Психотерапевтическая  | |||||
| 
 АСПЕКТЫ  | ||||||||
| 
 Личностный 
  | 
 Командный 
  | 
 Образовательный 
  | 
 Деятельностный  | |||||
| 
 ФОРМЫ  | ||||||||
| 
 Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции  | ||||||||
| 
 РЕЗУЛЬТАТЫ (с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью)  | ||||||||
| 
 Когнитивный  | 
 Эмоциональный 
  | 
 Поведенческий 
  | ||||||
| 
 Позитивное отношение обучающегося к себе, самоуважение  | 
 Формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими  | 
 Включенность в культурно-оздоровительную деятельность  | ||||||
Ожидаемые
результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
| 
 Направления  | 
 1 ступень (начальное общее образование)  | 
 2 ступень (основное общее образование)  | 
 3 ступень (среднее общее образование)  | 
| 
 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 
  | 
 - ценностное отношение к Казахстану, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Казахстана, казахскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - элементарные представления оКазахстана как государстве и социальной структуре казахстанского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; - опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища  | 
 - принятие казахстанской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Казахстана; - осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; - усвоение традиционных ценностей многонационального казахстанского общества; - чувство долга перед Родиной 
  | 
 - активная и ответственная гражданская позиция; - готовность к духовно-нравственному развитию; - способность действовать на благо Отечества; - осознанное усвоение культурных ценностей и духовных традиций своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей в контексте формирования у них казахстанской гражданской идентичности 
  | 
| 
 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания 
  | 
 - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - уважительное отношение к традиционным религиям; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним  | 
 - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; - толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; - формирование основ социально-критического мышления; - способность к решению моральных проблем на основе личностного выбора; - осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам; - осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи 
  | 
 - зрелые социальные компетенции и гражданские ценностные установки, соответствующих и действительным и проектируемым социальным ролям подростков; - способность адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их; - использование при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества; - готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений; - осознанное принятие ценностей и национальных традиций семейной жизни; - осознание значения семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду, забота о его продолжении 
  | 
| 
 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 
  | 
 - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Казахстана и человечества, трудолюбие; - ценностное и творческое отношение к учебному труду; - элементарные представления о различных профессиях; - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности  | 
 - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; - целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей  | 
 - готовность к образовательной и социально-профессиональной самоидентификации, конструированию планов продолжения образования и профессионального самопродвижения и определению соответствующих данным версиям ближних и дальних целей в условиях модернизации общества и динамичного рынка труда; - приобретение опыта создания личностно значимых образовательных продуктов (итоги практической работы обучающегося с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды); - добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; - самостоятельное использование позитивных социализирующих возможностей Интернета; 
  | 
| 
 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 
  | 
 - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека  | 
 - принятие ценности здорового и безопасного образа жизни; - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей 
 
  | 
 - осознанное отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности; - устойчивая потребность в занятиях физическим трудом, физической культурой и спортом на протяжении всей жизни; 
  | 
| 
 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 
  | 
 - ценностное отношение к природе; - первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; - элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов Казахстана, нормах экологической этики; - первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах  | 
 - признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - активное участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - участие в экологических инициативах, проектах. 
 
  | 
 - понимание своей причастности к глобальным проблемам современности, в том числе экологического характера, осознание необходимости и возможности личного вклада в их решение; - готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам поддержания и улучшения экологического качества окружающей среды в интересах защиты здоровья и устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения; - активное участие в благоустройстве окружающей среды (учебной, ландшафтной, жилищной), класса, школы, сельского поселения, города  | 
| 
 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 
  | 
 - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов Казахстана; 
  | 
 - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Казахстана и мира, творческой деятельности эстетического характера 
  | 
 - способность к самореализации в различных видах творческой деятельности; - устойчивая потребность в самовыражении в доступных видах творчества; - самостоятельная реализация эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи  | 
Критерии сформированности ключевых компетенций учащихся как показатели
уровня духовно-нравственного развития и воспитания
| 
 Компетенции  | 
 Показатели сформированности ключевых компетенций  | ||
| 
 В начальной школе (1-4 кл.)  | 
 В среднем звене (5-9кл.)  | 
 В старшем звене (10-11кл.)  | |
| 
 Учебно-познавательная  | 
 Отвечает на вопросы по теме, самостоятельно формулирует вопросы по тексту.  | 
 Владеет техникой постановки вопросов и развёрнутых ответов на них  | 
 Самостоятельно изучает тему  | 
| 
 Составляет простой план, схему, таблицу, опорный сигнал  | 
 Систематизирует знания в виде опорных сигналов, логических таблиц, схем, плана  | 
 Передача содержания материала в графических и других формах свёртывания информации  | |
| 
 Умеет действовать по заданному алгоритму  | 
 Владеет индивидуальным планированием конкретных учебных заданий  | 
 Самостоятельно планирует свою деятельность  | |
| 
 Умеет работать со справочной литературой  | 
 Умеет разбираться в содержании и структуре понятий, анализирует различные источники  | 
 Систематизирует понятия, поясняет своими словами, использует в речи и при ответах  | |
| 
 Умеет оценить прослушанное, прочитанное по плану  | 
 Анализирует прочитанное, прослушанное по плану  | 
 Воспроизводит основную мысль прослушанного, прочитанного, использует его содержание в речи  | |
| 
 Выполняет пооперационный контроль учебной работы  | 
 Выполняет контроль по образцу  | 
 Владеет самоконтролем, взаимоконтролем  | |
| 
 Умеет оценить учебные действия  | 
 Умеет оценить качество работы в соответствии с требованиями  | 
 Имеет навыки самооценки и взаимооценки  | |
| 
 Имеет навыки самостоятельной работы  | 
 Выполняет функции ассистента и консультанта  | 
 Умеет использовать знания в нестандартной ситуации, осуществлять творческий подход  | |
| 
 Имеет скорость чтения, списывания, вычисления согласно программе  | 
 Имеет скорость чтения, списывания, вычисления согласно программе  | 
 Имеет скорость чтения, списывания, вычисления согласно программе  | |
| 
 Списывает, пишет под диктовку, умеет писать письма  | 
 Умеет писать изложение, сочинение, отзыв, заметку, объявление  | 
 Умеет дать рецензию на ответ, интервью по теме, составить план, тезисы, конспект, протокол, заявление, автобиографию, характеристику  | |
| 
 Имеет навыки сплошного, выборочного, комментированного, по ролям, выразительного чтения  | 
 Имеет навыки логического, пунктуального, аналитического чтения  | 
 Применяет различные виды чтения в зависимости от поставленной цели  | |
| 
 Умеет выделить главное  | 
 Умеет зафиксировать основные мысли в виде плана  | 
 Устанавливает межпредметные связи  | |
| 
 Умеет анализировать  | 
 Умеет сравнивать, обобщать, классифицировать  | 
 Делает выводы, умозаключения, проводит аналогии  | |
| 
 Умеет пересказывать  | 
 Имеет навыки логического, выборочного, сжатого пересказа  | 
 Умеет связно излагать материал из разных источников  | |
| 
 Коммуникативная  | 
 Умеет вести диалог  | 
 Ведёт диалог с использованием различных средств (вербальных и невербальных)  | 
 Ведёт диалог с целью получения, уточнения, систематизации информации  | 
| 
 Умеет работать в паре, в группе  | 
 Участвует в коллективных творческих делах  | 
 Имеет коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, навыки объединения для выполнения задания  | |
| 
 Общекультурная  | 
 Знает и выполняет правила поведения в различных общественных местах  | 
 Выполняет правила поведения в соответствии с требованиями  | 
 Осознанно соблюдает правила поведения  | 
| 
 Соблюдает правила этикета  | 
 Соблюдает правила этикета  | 
 Соблюдает правила мужского и женского этикета  | |
| 
 Имеет аккуратный внешний вид. причёску  | 
 Имеет понятие о моде, стиле одежды  | 
 Умеет эстетично. Со вкусом одеться  | |
| 
 Умеет регулировать отношения в общении с младшими, сверстниками, взрослыми  | 
 Владеет культурой общения  | 
 Умеет строить бесконфликтные отношения  | |
| 
 Имеет представления о произведениях искусства  | 
 Имеет определённую информацию о произведениях искусства  | 
 Имеет информацию о классических произведениях искусства, знает художественные и музыкальные произведения  | |
| 
 Развивает свои творческие способности (занятия в кружках)  | 
 Имеет интерес к определённому виду дополнительного образования. Участвует в выступлениях  | 
 Участвует в различных конкурсах, творческих проектах  | |
| 
 Проявляет интерес к чтению, расширению кругозора  | 
 Имеет достаточный объём знаний и представлений  | 
 Имеет достаточный уровень начитанности, эрудиции  | |
| 
 Личностного самосовершенствования 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Выполняет возрастные нормы по физической подготовке  | 
 Выполняет возрастные нормы по физической подготовке  | 
 Выполняет возрастные нормы по физической подготовке  | 
| 
 Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом  | 
 Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом  | 
 Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом  | |
| 
 Имеет понятия о здоровом образе жизни  | 
 Знает о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на организм. Соблюдает правила техники безопасности в трудовой деятельности  | 
 Имеет потребность в здоровом образе жизни  | |
| 
 Соблюдает индивидуальный и общий режим дня  | 
 Умеет составить режим дня, корректировать его  | 
 Умеет составить режим дня, корректировать его  | |
| 
 Умеет считаться с мнением окружающих, их мнением  | 
 Умеет подчинить свои интересы общему делу, искать компромисс  | 
 Умеет отстаивать свои интересы  | |
| 
 Имеет понятия о материальных ценностях  | 
 Имеет понятия о способах создания материальных ценностей  | 
 Умеет ценить чужой труд, принимает посильное участие в создании материальных ценностей  | |
| 
 Имеет понятие о нравственном и безнравственном поведении  | 
 Даёт нравственную оценку чужим поступкам  | 
 Осознаёт ценность нравственных человеческих качеств и положительных сторон характера  | |
| 
 Имеет понятие об общественной морали  | 
 Имеет нравственную самооценку  | 
 Имеет навыки саморегулирования, самовоспитания  | |
| 
 Социально-бытовая  | 
 Знает о жизненных потребностях, средствах существования, источниках и способах получения средств  | 
 Ориентируется в мире профессий  | 
 Имеет понятие о рынке труда  | 
| 
 Имеет понятия «пол», «половое различие»  | 
 Имеет представление о семье, планировании семьи  | 
 Имеет представление о семейном бюджете, обязанностях детей и родителей  | |
| 
 Владеет простейшими навыками самообслуживания  | 
 Совершенствует навыки самообслуживания  | 
 Умеет применять навыки самообслуживания и обеспечения безопасности  | |
| 
 Имеет представления об обустройстве быта, обеспечении себя всем необходимым  | 
 Имеет навыки бытовых операций  | 
 Владеет навыками обустройства быта, обеспечения себя всем необходимым  | |
Требования, предъявляемые к воспитанию поколения,
отражены в Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 2016 года, в Законе
Республики Казахстан «О правах ребенка», в Законе Республики Казахстан «О
государственной молодежной политике», в «Концепции воспитания в системе
непрерывного образования в Республике Казахстан», в Законе Республики Казахстан
«О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении
детской безнадзорности и беспризорности», в Указе Президента РК «Об утверждении Стратегии гендерного равенства
в Республике Казахстан на 2006-2016 годы» и т.д.
Анкета- опросник «Настоящий
друг» (Прутченков
А.С.)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае
нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было
приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего
друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным
людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в
своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по
своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные
мысли.
18. Понимает состояние и настроение
друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям
друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет
рядом.
25. Может сказать другу то, что
думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2
балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет»
– 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили
до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете
людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт
дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы
дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг,
верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя
спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
   
Диагностика осознанности гражданской
позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова
Л.Н.)
1. Какие цвета присутствуют на Государственном флаге Казахстана?
а) голубой, желтый;
б) желтый, синий;
в) бирюзовый, желтый.
2. Гимн – это…
а) торжественная
мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная
песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная
песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая
любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Казахстана изображен …
а) золотой двуглавый
орел и солнце;
б) парящий беркут и
солнце;
в) Святой Георгий
Победоносец.
4. Родина – это…
а) место, где человек
живет сейчас;
б) место, где человек
родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная
сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и
государственное устройство;
б) основные права и
обязанности граждан;
         в) права граждан. 
ДЕРЖИТЕ СЕБЯ ЗА
ПАЛЕЦ 20 СЕКУНД. РЕЗУЛЬТАТ ПРОСТО ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ! Японские целители считают, что
руки являются проводниками энергии, которая протекает по энергетическим
каналам, проходящим через тело человека. Прикладывая ладони к отдельным местам
на теле и складыванием пальцев в различные мудры, можно направлять
энергетические потоки к определенному органу. Кроме того, согласно древнему
китайскому искусству рефлексотерапии (метод лечения иглоукалыванием
(акупунктура), основанный на раздражении нервных окончаний и узелков), каждый
палец на руке связан с определённой эмоцией и органом тела. Джин шин джитсу —
это практика, тесно связанная с медитацией. Массируя пальцы на руках или
болевые точки на теле и при этом дыша правильно, вы входите в особое состояние
сознания, и именно в таком состоянии вам легче всего воздействовать на свои
эмоции и ощущения. Оказывается, пальцы рук — это главные «генераторы» страхов,
тревоги, раздражительности и неуверенности в себе.