Школьный
учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у школьников скуку, страх и
другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель – предметник
создает культ предмета, культ заучивания подряд содержания учебника по
предмету.
Интересы школьника нельзя «втиснуть» в
рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным
видам деятельности в области исследований и главным принципов работы с
учащимися должен являться принцип предоставления возможностей (или создания
условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности
значимого для ребенка результата этой деятельности за определенный период.
Предоставление таких возможностей
реализуется через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и
индивидуальные учебные занятия; практикумы; выезды различной направленности;
научно-исследовательские экспедиции; открытую научно-практическую конференцию;
региональную научную стендовую выставку.
На базе школы исследовательская
деятельность складывается как система. Конференция и выставка являются наиболее
перспективными формами образовательной деятельности, которые обеспечивают
развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней
культуры и познавательной активности учащихся и способствуют развитию
проектного подхода к развитию исследовательской деятельности учащихся.
Под влиянием исследовательской
деятельности учащихся формируются педагогические кадры. Педагоги осваивают методики исследования и
эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими разработками в области
психологии мышления и креативности. У педагогов возникает необходимость
повышения уровня профессионального мастерства.
Обмен опытом на методических
объединениях, семинарах педагогов, на совещаниях – все эти мероприятия повышают
эффективность образовательной работы, расширяют потенциал педагогов и влияют на
качество образования, но в то же время, возникает проблема коррекции образовательных
программ.
Процесс совершенствования форм
организации исследовательской деятельности учащихся – это организация и
проведение научно-исследовательской конференции, а для этого необходимо в
ближайшее время решить следующую систему задач:
·
повышение
профессиональной компетентности педагогов;
·
совершенствование
деятельности педагогов в организации учебно-исследовательской деятельности
учащихся;
·
разработка
и реализация системы мониторинга качества образовательного процесса;
·
обеспечение
психологического сопровождения индивидуального развития детей;
С помощью данной
модели организуется исследовательская работа школьников на достаточно высоком
профессиональном уровне. Так же данная модель помогает учащимся овладеть
алгоритмом научного исследования – системой постоянных и строго определенных
действий.
Цель ученического исследования
–глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся
исследовательских навыков. Не исключено, что в процессе исследования учащиеся
могут получить какие-либо новые данные, но они не будут носить характер
научного открытия.
Поскольку методы географии требуют, в
основном, коллективной работы, необходимо применять структуру группового
ученического исследования. К тому же, как показал опыт, и сами ученики охотнее
решают любую проблему в группе.
В ходе учебно-исследовательской работы
по географии используются разнообразные источники: текст учебника,
научно-популярная литература, хрестоматии, документы, статистическая
информация, материалы СМИ и Интернета и многое другое. Эти источники
различаются по степени дидактической обработанности, характеру
содержащейся в них информации. При их
отборе требуются руководство и помощь со стороны учителя. Посредством использования следующих методов
исследования: анализа методической, психолого-педагогической литературы,
самоанализа уроков, практической работы по внедрению учебно-исследовательской
деятельности, изучения передового педагогического опыта, доказано, что
использование метода учебно-исследовательской деятельности способствует
реализации творческого потенциала школьников, формированию их научных взглядов
и успешному усвоению социально-экономической и физической географии.
Учащиеся
убеждаются в том, что: для выработки собственной позиции по актуальным
общественным, географическим и
экологическим проблемам важно обладать широкой и разносторонней информацией,
знать факты, законы, закономерности, оценки, существующие по конкретной
проблеме точки зрения; собирать эмпирическую информацию помогает использование
научных методов исследования в географии(наблюдение, прогнозирование,
статистика, моделирование и так далее); необходимо так же правильно
интерпретировать полученные географические данные, делать выводы.
Важно
учитывать, что знания, воспринимаемые готовыми от учителя, не ведут к развитию
мышления. Как отмечал С. Л. Рубинштей: «Всякая попытка воспитателя – учителя
«внести» в ребенка познание и нравственные нормы минуя собственную деятельность
ребенка по овладению ими; подрывает самые основы здорового умственного и
нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».
Использованная литература:
1.
Барабанов
В.В. «В помощь учителю географии» - СПб.: ВЛАДОС, 2000-210 с
2.
Колесников
Л.Ф. Школа: время перемен: из опыта работы школ Новосибирской области – 2-е
изд, переработанное и дополненное. – М.:Педагогика, 1987- 144 с
3.
Кочетов
А.И. Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми: Книга для
учителя.М.:Просвещение, 1986-160 с
4.
Леонтович
А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.
Народное образование, 1999-№10 – с- 42-47
Зам.по
УВР Г.Ахметова